Students works Графика Enigma All tutors Gallery Blog Downloads Home


Навигация в 3d пространстве - Navigating in 3D Space:

Blender позволяет работать в трехмерном пространстве, но экран дисплея двумерен. Чтобы работать в трех измерениях, мы должны уметь менять точку зрения и направление взгляда на сцену. Это возможно в 3D проекциях (Viewports).

Направление взгляда
Blender по умолчанию обеспечивает три вида: сбоку (Side), спереди (Front), и сверху (Top). Так как Blender использует правостороннюю систему координат с осью Z направленной вверх, "side" соответствует взгляду навстречу оси X; "front" вдоль оси Y (навстречу); и "top" - вдоль оси Z. Можно выбрать направление просмотра в 3D проекции через меню View (Рисунок 1. “A 3D Viewport's view menu.”) или нажимая клавиши NUM3 (3 на цифровой клавиатуре) - для "side", NUM1 - для "front", и NUM7 - для "top".
Клавиши быстрого вызова (Hotkeys)
Надо запомнить, что hotkeys воздействуют только на то окно, в котором находится фокус, то есть надо проверять, что указатель мыши находится в той области, где Вы хотите работать, прежде чем нажимать hotkeys!
Рисунок 1. A 3D Viewport's view menu.

За исключением этих трех направлений, вид может быть повернут на любой угол при помощи движения мышки с удержанием средней кнопки мыши (MMB) (или колесика). Если начать в середине окна, вид вращается вокруг средней точки, если начать с края экрана, вид вращается вокруг оси зрения.
Для повората вида на дискретные пошаговые углы надо использовать клавиши NUM8 и NUM2 - для вертикального поворота при помощи MMB, NUM4 и NUM6 - для горизонтального поворота.

Перемещение и масштабирование вида
Для перемещения вида надо удерживать нажатой SHIFT и двигать мышкой с удержанием MMB в 3d окне. Для дискретного пошагового перемещения использовать комбинации клавиш CTRL-NUM8, CTRL-NUM2, CTRL-NUM4 и CTRL-NUM6, как при вращении.
Производитть зуммирование (масштабирование) можно средней кнопки мышки с удержанием CTRL. Горячие клавиши NUM+ и NUM-. Подменю View>>Viewport Navigation содержит эти же функции.

Колесико мышки (MW)
Если у Вас мышь с колесиком, Вы можете выполнять зуммирование при помощи вращения колесика. В остальных функциях нажатое колесико заменяет нажатую среднюю кнопку мыши.

Если Вы Потерялись...
Если Вы потерялись в 3d пространстве, помогут две клавиши. HOME на цифровой клавиатуре изменяет вид так, чтобы показать все объеекты (меню View>>Frame All). NUM. (точка на цифровой клавиатуре) увеличивает вид выбранного в данный момент объекта (меню View>>Frame Selected).

Перспективная и ортографическая (Perspective, Orthographic) проекции
Каждый 3d вид поддерживает два вида проекции. Это показано на рисунке 2, Ортографическая (слева) и перспективная (справа) проекции.

Рисунок 2. Ортографическая (слева) и перспективная (справа) проекции.


Наш глаз использует перспективный вид, поскольку удаленные объекты кажутся меньше. Ортографический вид часто поначалу кажется неправильным, так как размер объектов не зависит от расстояния до них, это похоже на просмотр сцены из бесконечно отдаленной точки. Тем не менее ортографический вид очень полезен, потому что обеспечивает понимание технических деталей сцены, пропорций объектов.

Перспектива и ортография
Перспективный вид строится пересечением линий взгляда, исходящих из точки, с объектами сцены.
Ортографическая проекция получается пересечением параллельных линий взгляда из бесконечности с объектами сцены.

Для изменения проекции в 3d окне можно использовать меню View>>Orthographic или View>>Perspective (рисунок 1) или горячую клавишу NUM5 для переключения между двумя режимами.

Вид с камеры (Camera projection)
Изменение проекции в 3d окне не приводит к изменению визуализации сцены (рендеринг). Рендеринг по умолчанию производится в перспективной проекции. Для получения ортографического рендеринга необходимо выбрать камеру и нажать Ortho в круппе кнопок редактирования (F9) панели камеры.
Меню View>>Camera установливает в 3d окне режим камеры (Hotkey: NUM0). На Рисунке 3 показан вид с камеры. Визуализация с этого вида (F12) создаст картинку, содержащую все, находящееся внутри точечной рамки. Увеличение, уменьшение, поворот точки зрения на картинке визуализации возможно только перемещением и поворотом камеры.

Рисунок 3. Демонстрация вида с камеры.


Способ прорисовки объектов
В зависимости от скорости компьютера, сложности сцены, типа работы, можно выбирать один из нескольких способов прорисовки объектов:
Текстурированный (Textured) - Показывает объекты наиболее близко к тому виду, который будет на картинке визуализации. Если на сцене не поставлен свет, объекты будут черными.
Затененный (Shaded) - прорисовывает поверхности тел, включая просчет света. То же, что и предыдущий способ, но без текстур. В отсутствии поставленного света использовать не следует.
Твердотельный (Solid) - поверхности прорисовываются как твердые, хорошо видны в отсутствие света.
Каркасный (Wireframe) - объекты прорисовываются линиями, их формирующими. Это способ прорисовки по умолчанию.
Ограничивающий бокс (Bounding Box) - объекты не прорисовываются, а показываются боксы по размерам объектов.
Способ прорисовки может быть выбран из меню заголовка (Рисунок 4) или горячими клавишами: ZKEY переключает между wireframe и solid, SHIFT-Z между wireframe и shaded.

Рисунок 4. Кнопки управления режимом прорисовки.


Локальный вид (Local view)
При локальном виде отображаются только выбранные объекты, что может быть полезно в сложных сценах. Для перехода в Локальный вид сначала надо выбрать объекты (выбор объектов правой кнопкой мышки, несколько с удержанием SHIFT) и зате выбрать в меню View>>Local View (Рисунок 1). Горячая клавиша NUM/ переключает Local/Global виды.

Система слоев (layer system)
В ходе разработки сложность 3d сцен часто возрастает экспоненциально. Чтобы взять процесс под контроль, объекты можно группировать в слои - layers. Это дает возможность отображать только нужные слои.
Blender предоставляет 20 layers; можно выбрать, какие из них отбражать нажатием маленьких неподписанных кнопок (Рисунок 5, Кнопки слоев 3d окна). Для выбора нескольких слоев надо удерживать клавишу SHIFT при щелчках LMB.

Рисунок 5, Кнопки слоев 3d окна.


Можно выбирать слои, нажимая от 1KEY до 0KEY на главной части клавиатуры (с 1 по 10-й слои) и от ALT-1 до ALT-0 (с 11 по 20-й слои). Клавиша SHIFT так же для выбора нескольких слоев.
По умолчанию, кнопка блокировки (замок) справа от кнопок слоев нажата. Это означает, что во всех окнах отображаются одни и те же слои.

Для перемещения выбранных объектов в другой слой нажать MKEY, выбрать нужный слой в всплывающем меню и нажать OK.
Home

*Имя:
E-mail:
*Текст:
*Сложите 14891 и 73,
результат введите в это поле: